63-летний американский комик Робин Уильямс покончил с собой в своем доме в Калифорнии. Причиной трагического решения могла стать затянувшаяся депрессия, связанная с алкогольной и наркотической зависимостью. В последние месяцы актер боролся с ними в реабилитационном центре.
В семье, в которой рос Робин Уильямс, мало что предвещало его актерскую карьеру. Отец был одним из топ-менеджеров Ford Motors — отвечал в компании за Средний Запад. В одном из интервью Робин Уильямс вспоминал, как отец вышел из себя, когда он купил первую Toyota. «Покупай американское!» — кричал он. «Но, отец, у них в моторах находят дохлых крыс!» — «Ты американец, значит, заткнись и покупай американское!». Мать, француженка из Нового Орлеана, модель по профессии, говорила: «Мне кажется, что Робин был послан на землю, чтобы заставить нас смеяться. Он и Стив Мартин — идеальные примеры шута при королевском дворе. Шут должен быть неотразим, хорошо информирован и уметь рассмешить короля так, чтобы не остаться без головы. Таков Робин». К слову, в один прекрасный день Робин Уильямс и Стив Мартин встретились на театральной сцене в самых серьезных в их жизни ролях — Владимира и Эстрагона в «В ожидании Годо».
Робин Уильямс рос в автомобильной столице страны Детройте и готовился к карьере политолога. Учитель из его детройтской школы, жизнь в которой была устроена по самым строгим законам частных учебных заведений, позднее стал источником вдохновения, когда Робин Уильямс играл Джона Китинга в «Обществе мертвых поэтов». Эта роль принесла ему номинацию на «Оскар».
Актерский талант Робина Уильямса начал робко проявляться, когда семья переехала в Калифорнию. Он попал в новую среду и обзавелся новыми друзьями. Первыми объектами подражания были мама и бабушка. Он признавался в том, что никак не мог преодолеть застенчивость, пока не поступил в театральную школу. Именно там стало ясно, что актерство его призвание. На его курсе в Джульярдской школе драмы учились 20 студентов. Двое получили право проходить специальную углубленную программу под руководством актера Джона Хаусмана. Это были Робин Уильямс и Кристофер Рив, прославившийся позднее благодаря роли Супермена.
Первой работой Робина Уильямса на телевидении было шоу Ричарда Прайора на NBC. Затем ему дали роль инопланетянина Морка в ситкоме «Счастливые дни». Его стиль и особенно талант творить новые характеры исключительно посредством голоса настолько впечатлили продюсеров, что они придумали целый спинн-офф «Морк и Минди». Фактически его сценарий строился вокруг уморительных импровизаций Робина Уильямса. К концу 1970-х Робин Уильямс серьезно вырос и как комик в традиционном для американской сцены формате stand-up comedy. Выпуская одно сольное шоу за другим, к 1986 году Робин Уильямс достиг высшей планки в этом жанре — получил приглашение вести церемонию «Оскар».
В скором времени Робину Уильямсу предстояло оказаться и в роли номинанта на награду Киноакадемии. Его выдвигали три раза — за каноническую роль радиодиджея в фильме «Доброе утро, Вьетнам!» (1987), за «Общество мертвых поэтов» (1989) и «Короля-рыбака» (1991). В 1993 году вместе с женой он создал продюсерскую компанию, первым релизом которой стала комедия с переодеваниями «Мисс Даутфайр». Единственный «Оскар» актер получил за лучшую роль второго плана в фильме Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг» (1997).
Если в 1980-е Робин Уильямс задал стандарты работы комика в кино, то в 1990-е он создал хрестоматийный образец закадровой работы, озвучив Джинна в диснеевском мультипликационном блокбастере «Аладдин». А потом долго судился со студией, не без оснований полагая, что образ Джинна, включая голос героя, в большой степени является его собственностью. Оставаясь непревзойденным в комическом амплуа, Робин Уильямс неустанно расширял границы своей актерской территории и брался за роли, в которых комическое было лишь на поверхности. Здесь можно вспомнить и советского саксофониста-диссидента из «Москвы на Гудзоне» (1984), и невропатолога из «Пробуждения» (1990), и, наконец, писателя-убийцу из «Бессоницы» (2002). Биографы Уильямса не забывали отметить непременную долю меланхолии и грусти, которая присутствовала практически во всех его ролях, даже самых уморительных.
В начале 2000-х Робин Уильмс вернулся к stand-up comedy — целый ряд его фильмов провалился в прокате. Ленты, выходившие в новом веке, шли с переменным успехом, и актер делил свое время между работой на сцене, съемками в кино и курсами реабилитации. В 2009 году он перенес операцию на сердце и вернулся к работе, сосредоточившись на проектах в поддержку бездомных.
По предварительным данным, причиной смерти Робина Уильямса стало удушье. О причинах депрессии, которая привела к самоубийству комедианта, можно только догадываться. Эти причины спрятаны в этой неизбывной грусти, которая всегда читалась между строк в его ролях. В этих морщинках у глаз. Понять их может только другой такой же шут при дворе.

